Шамановедение как самостоятельная область этнологических исследований обладает определенной теоретической базой, которая формировалась на протяжении почти трех последних веков. Однако эта база весьма далека от совершенства, что подтверждают значимые разногласия изложенных в публикуемых статьях концепций. Любопытно также, что авторы, представляющие научные школы различных стран мира, опираются в своих работах на несовпадающий круг литературы, хотя рассматривают один и тот же предмет.
Во многом это вызвано сложностью и неоднозначностью самого предмета анализа. Именно потому вопросы: что такое шаманство/шаманизм, кого можно назвать шаманом, кто такие "белые шаманы" и т.д. нельзя считать решенными до сих пор, не говоря уже о том, что проблемы транса и экстаза, измененных и необычных состояний сознания, рассматриваемые в парадигмах различных наук, вряд ли могут быть самостоятельно решены этнологами-шамановедами. Исследователи стремятся предложить новые возможности анализа различных шамановедческих проблем, но синкретизм, заложенный в самом феномене шамана/шаманизма, требует - со всей очевидностью - не оригинальных методических конструктов-этнологов, а серьезной интердисциплинарной и интегративной работы.
Основой теоретических разногласий, представленных в публикациях, стал, на первый - поверхностный - взгляд, вопрос о трансе и экстазе, который по-разному видят и пытаются решать авторы. Однако за этим скрывается важнейшая проблема оценки феномена шамана, в роли которого оказываются очень разные в психофизиологическом отношении личности, а также производного от него феномена шаманизма, от трактовки которого (то как религиозной системы, то как сложнейших по своей природе практик и техник на основе измененных состояний сознания (ИСС)) зависит методическая сторона работы с информаторами и методология исследования полученных материалов.
В первой статье, принадлежащей ученому из Франции Р. Амайон1, известной своим непримиримым отношением к идеям практического освоения шаманс ...
Читать далее