Суфизм - чрезвычайно сложное религиозное многоплановое мировоззрение, присущее значительной части мусульманского мира. Дать определение суфизма как системы непросто, поскольку до сих пор среди суфиеведов существуют разногласия по вопросу его происхождения. По-разному толкуют и сам термин "суфизм". Многие полагают, что "суфизм" (араб. аттасаввуф) происходит от слова суф (шерсть) и связан с одеждой аскетов - грубыми шерстяными покрывалами. Те, кто считает, что суфии, придающие огромное значение символике, не могли ассоциировать шерсть - "одеяние зверей" с учением о духовности, отвергают подобную интерпретацию. Существуют попытки толковать "суфизм" как производное от сафа (чистота), что должно свидетельствовать о совершенстве тех, кто освободил себя от земных страстей и привязанностей. Известный учитель-суфий Джалалуддин Руми (1414-1492) тоже признавал производность слова "суфий" от корня "сафа", так как суфий есть тот, кто очистил себя от своей самости.
Джавад Нурбахши, глава ордена Нематуллахи, считает, что термин "суфизм" имеет смысл только в контексте ислама, то есть вне ислама он не существует, а является плодом на его древе. Однако он не отрицает, что следы суфизма можно найти и в других религиях и философских школах. Дж. Нурбахши кратко определил философскую и мистическую сущность этого явления как познание Истины. Суфий, считает он, это влюбленный в Истину, тот, кто посредством любви и
стр. 55
преданности стремится к ней и совершенству, в естественном любовном рвении становится чужд всему, кроме Истины. "Суфизм - это путь к Истине, продвигаться по которому можно лишь при помощи единственного средства - Любви. Метод суфизма состоит в том, чтобы смотреть только в одном направлении, а его единственная цель - Бог". (1)
Богослов индийской школы суфиев Инайят-хан считал, что "суфизм есть религиозная философия любви, гармонии и красоты". Рассматривая философскую и мистическую стороны суфизма, индийский проповедник видел его конечную цель в том, чтобы "...раскрыв ...
Читать далее