Несмотря на очевидные успехи, достигнутые в исследовании древней и средневековой истории Афганистана, в ней остается еще немало белых пятен. А по отдельным страницам афганской истории наука, по существу, так и не продвинулась дальше гипотез. В настоящей статье автор предлагает вновь обратиться к некоторым из таких ранее высказанных гипотез, относящихся к исторической географии Афганистана, тесно увязанных с изучением истории хозяйственного освоения территории страны, а также ее культурно-религиозного наследия, начиная со времени расселения здесь индоиранцев. При этом важным дополнительным источником послужит топонимика Афганистана.
Видный российский археолог Е.Е. Кузьмина вслед за И.М. Дьяконовым последовательно проследила (с применением методики системного анализа) доказательное сходство, с одной стороны, исторических сведений письменных памятников индоиранцев, главным образом Ригведы и Авесты, а с другой стороны, результатов многочисленных археологических раскопок, прежде всего памятников андроновской культуры, которая существовала в эпоху бронзы неподалеку от северных границ Афганистана, на обширных степных просторах Урала, Западной Сибири, Казахстана и части Средней Азии. Так была сделана серьезная заявка на то, чтобы поставить точку в многолетней дискуссии относительно местонахождения прародины ариев - индоиранцев, откуда они к концу II тыс. до н.э. постепенно, в течение нескольких веков мигрировали на юг - в Афганистан, Иран и Индостан 1 .
Но если материальная культура ариев-индоиранцев эпохи Ригведы и Авесты может быть идентична андроновской или прямо и непосредственно генетически связана с ней, то разве не стоит попытаться, учитывая неизмеримо худшую, по существу лишь фрагментарную, археологическую изученность Афганистана, опереться при изучении его древней истории на археологические данные об андроновской общности? Таким путем можно прояснить некоторые не вполне ясные сведения указанных письменных памятников относительно расселения, хозяйства и быта индои ...
Читать далее