Возникнув в 60-е годы XIX в., российская этнография в начале XX столетия завершала период своего становления. Она была уже институционализирована как научная и учебная дисциплина и усвоила основные достижения и концепции зарубежной науки. Своеобразным показателем зрелости этой отрасли знания стали поиски собственной теории, которые оказались связанными с решением проблемы этноса. Как известно, сам термин "этнос" был предложен в первой декаде прошлого века Н. М. Могилянским. Дальнейшее развитие этой идеи привело к возникновению уже в СССР синтетической дисциплины - этнологии, объединявшей в себе этнографию, физическую антропологию и археологию. Преобразование Академии наук в конце 1920-х годов и совещание 1929 г. завершились объявлением этнологии буржуазной наукой, отказом от проблематики этноса и восстановлением этнографии, рассматривавшейся теперь только в качестве вспомогательной исторической дисциплины. Однако изменение обстановки в мире и стране после окончания Второй мировой войны позволило советским этнографам снова вернуться в конце 40-х годов к идее этноса. Работы П. И. Кушнера, С. А. Токарева и Н. Н. Чебоксарова 1940-х - 1960-х годов заложили основы советской теории этноса. Приход в 1960-е годы в этнографию Ю. В. Бромлея позволил сформулировать более целостную концепцию этноса, которая стала ведущей в нашей стране. Истоки этой теории могут быть прослежены в основных положениях С. М. Широкогорова (1887 - 1939), общих постулатах официальной марксистско-ленинской философии и наработках советских этнографов (Бромлей 1973; 1983). Актуальность для нашей науки проблемы этноса подтверждается параллельным возникновением в конце 1960-х годов альтернативной теории Л. Н. Гумилева, связанной с влиянием евразийцев (П. Н. Савицкий), учением о ноосфере (В. И. Вернадский), идеями русского космизма (Н. Ф. Федоров) и некоторыми положениями теории систем (Гумилев 2001; 2002). В годы "перестройки", когда происходило переосмысление опыта советской этнографии, была подвергнута кр ...
Читать далее