В античном мире история была одной из наиболее разветвленных сфер литературного творчества. В эпоху господства полисного строя историков имел почти каждый из многочисленных городов-государств. Мы знаем о существовании историков не только в Афинах, Коринфе, Милете и других ведущих государствах, но и в таких отдаленных, расположенных на разных концах греческой ойкумены полисах, как Массилия и Херсонес Таврический. В эпоху эллинизма число лиц, писавших истории, еще более возрастает. Историки тогда жили при дворах монархов - Александра Македонского, Птолемеев, Селевкидов, Митридата VI Евпатора и Тиграна Великого. Исторические труды на греческом языке писались не только греками, но и сирийцами, вавилонянами, египтянами, иудеями, африканцами. Множество исторических сочинений на латинском языке появилось в те столетия, когда Рим стал господствующей силой на огромных пространствах от Британии до Евфрата.
Разумеется, место, занимаемое тем или иным жанром в идеологической системе общества или общественной формации, определяется не количественными показателями, хотя и они представляют определенный интерес. О роли истории в античном мире мы можем судить главным образом на основании того, что думали о ней люди античного мира - как историки, так и неисторики, какие они предъявляли требования к этому жанру, чего от него ожидали. Одним словом, нам придется обратиться к античной теории историографии.
Высказывания оценочного характера чаще всего принадлежат самим историкам и обычно содержатся в предисловиях к их трудам 1 . Немало суждений по этому вопросу имеется в античных риториках (наставлениях ораторам). Существует также небольшое по объему произведение писателя II в. Лукиана "Как писать историю". Оно послужит нам своеобразной рамкой для рассмотрения теоретических аспектов античной историографии. Конечно, напрасно было бы искать в трактате Лукиана изложение всей теории историографии, сложившейся как обобщение практики написания исторических трудов. Автор называет свое произведе ...
Читать далее