К 40-летию Великой Победы
Еще в 1930-е годы Коммунистическая партия развернула огромную работу по дальнейшему развитию отечественной танковой промышленности. Если в 1930- 1931 гг. наши оборонные заводы выпускали по 740 танков в год, то в 1935 - 1937 гг. - в среднем 3139 1 . В связи с обострением международной обстановки в августе 1938 г. на совещании в ЦК ВКП(б) был рассмотрен вопрос о состоянии и перспективах советского танкостроения 2 . Особое внимание обращалось на создание новых образцов. Советские конструкторы в короткий срок разработали оригинальные типы боевых машин; в их числе средний танк Т-34 (конструкторское бюро, руководимое М. И. Кошкиным), тяжелый танк КВ (коллектив конструкторов во главе с Н. Л. Духовым под общим руководством Ж. Я. Котина), обладавшие высокими боевыми качествами: прочной броней, мощным вооружением, отличной маневренностью, высокой скоростью и проходимостью.
В 1940 г. танковая промышленность страны приступила к серийному выпуску новых боевых машин. На их производство переключились Кировский завод в Ленинграде, "Красное Сормово" в Горьком, тракторный в Сталинграде и др. Закладывалась танковая база на востоке страны. В июне 1940 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о производстве танков на Челябинском тракторном заводе 3 . Ряд предприятий получил задание на изготовление танковых моторов, бронекорпусов и башен. В результате производственные мощности советского танкостроения к лету 1941 г. в 1,5 раза превысили мощности танковой промышленности Германии 4 . К 22 июня 1941 г. наши заводы успели выпустить 1225 танков Т-34, а в 1940 г. и первой половине 1941 г. - 639 танков КВ.
Фашистская Германия, подчинившая себе экономические и военные ресурсы почти всей Западной Европы, имела тогда численное превосходство в танках. В июне 1941 г. в ее вооруженных силах насчитывалось 5,6 тыс. танков и штурмовых орудий 5 . И не случайно уже на второй день Великой Отечественной войны группа работников танкостроительной промышленности во главе с наркомом с ...
Читать далее