З. М. КУРБОНОВА (Таджикистан)
После провозглашения суверенитета перед Республикой Таджикистан (РТ) возникла проблема нерешенных пограничных вопросов. Прежде всего, это относилось к границе с Китайской Народной Республикой (КНР).
Территориальные разногласия с КНР достались Таджикистану в наследство от Советского Союза. Следуя принципу правопреемственности, принятому в международной практике, Таджикистан взял на себя обязательства по установлению государственной границы на тех участках, которые являлись "спорными", а порой вызывали в советское время вооруженные столкновения и конфликты с Китаем.
ПОЗИЦИЯ ДУШАНБЕ
После распада СССР для ведения переговоров с КНР по пограничным вопросам была сформирована объединенная делегация России, Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана. Межправительственное соглашение о ее создании было подписано премьер-министрами этих государств в Минске в сентябре в 1992 г. В документе подтверждались ранее достигнутые договоренности и принципы ведения переговоров делегации СССР с КНР. Он предусматривал также принятие правительствами каждой из стран постановления "О мерах по обеспечению переговоров по пограничным вопросам с Китайской Народной Республикой". Новые государства назначили своих представителей в состав делегации. Был определен порядок разработки позиций и подходов по ведению переговоров и создан финансовый фонд с равным долевым участием сторон1.
В своей работе таджикская часть делегации руководствовалась Декларацией об основах дружественных взаимоотношений между Таджикистаном и КНР, подписанной в октябре 1993 г. в Пекине. 13-я статья этого документа гласит: "Стороны подтверждают договоренности, ранее достигнутые на советско-китайских переговорах по пограничным вопросам, и будут продолжать обсуждение нерешенных вопросов на основе договоров о нынешней границе между двумя странами в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в духе равноправных консультаций, взаимного понимания и взаимной уступчивости с тем, чтобы найт ...
Читать далее