СПб.: Издательство С. -Петербургского университета, гон. - 411 с.
В предисловии к Словарю автор предупреждает, что он "сознает несовершенство индивидуальных усилий и невозможность исчерпывающе раскрыть весь круг возникающих здесь общих и частных вопросов"; и затем он замечает со сдержанным оптимизмом, что, тем не менее, "при почти полном отсутствии в отечественной научной литературе опытов обобщающего описания истории социологии религии, теорий и исследований в этой области есть надежда, что проделанный труд окажется небесполезным для социологии религии в современной России" (с. 3 - 4).
Автор глубоко прав в этой самооценке. И главное здесь вот что: Словарь в том виде, в каком он составлен М. Смирновым не просто "небесполезен"; это неоспоримо полезное издание. Эпитет "полезное" в данном случае - наиболее точен: значение этой книги нельзя отрывать от контекста серьезного отставания, несмотря на все усилия последних десятилетий, российского знания в этой области от мирового исследовательского опыта. Усилия российских социологов, о которых идет речь, включали довольно большое количество конкретных эмпирических исследований, многие из которых содержательны и результативны. То, чего, однако, явно не хватает большинству из них, так это связи конкретной эмпирики с теоретическим и концептуальным багажом - притом динамически развивающимся - накопленным на сегодняшний день в мировой социологии религии. Большинство авторов даже и не пытаются вставить свое исследование в общие референтные рамки, выработанные внутри дисциплины, предпочитая объяснять полученные данные по возможности строгим, но полупублицистическим языком. Дело здесь - именно в оторванности от развитой и сложной западной традиции, отсутствии постоянных контактов, недоступности текущей литературы, недостатке переводов ключевых теоретически-значимых работ, и так далее. Можно сказать, что труды отцов-основателей, М. Ве-
стр. 247бера и Э. Дюркгейма, сейчас уже более или менее "переварены", и такие понятия как "харизма ...
Читать далее