Персидские ковры широко известны во всем мире. Многие страны систематически устраивают выставки изделий мастеров ковроткачества, организуют аукционы, на которых регистрируются поистине астрономические суммы, которые выкладывают за эти ковры толстосумы, впрочем, чаще всего, предпочитающие оставаться неизвестными. Дорогие иранские ковры служат своего рода капиталом, передаются по наследству из поколения в поколение.
Выставки оригинальных персидских ковров ручной работы неоднократно проходили и в Москве, в Государственном музее Востока. Москвичи с удовольствием и интересом знакомились с произведениями иранского ковроделия. Многие из них оставляли в "Книгах отзывов" восторженные строки, выражавшие высокую оценку творениям замечательных мастеров.
Но в любом виде искусства, равно как и в ковроткачестве, нет предела совершенству и красоте. В справедливости этой истины убедились москвичи и гости столицы, посетив в Государственном музее Востока выставку "Шахнаме и культурные традиции", проходившую при поддержке посольства Исламской Республики Иран. В экспозиции были выставлены серия персидских ковров, украшенных миниатюрами и стихами из эпической поэмы Абулькасима Фирдоуси "Шахнаме", а также образцы традиционных национальных женских костюмов и музыкальных инструментов.
Это была поистине уникальная экспозиция! Выставлявшиеся на ней ковры точно воспроизводят рукописные листы знаменитого эпоса "Шахнаме". Образцом для мастеров (вернее, мастериц) ковровых дел послужила одна из рукописей поэмы Сефевидского периода конца XVI века, иллюстрированная 22-мя миниатюрами.
Поэма "Шахнаме" охватывает события (и сюжеты на эту тему отражены, а точнее, вытканы мастерами) с древнейших времен до середины VII века, когда в Иране было установлено господство Арабского халифата. В качестве источников автор использовал легенды о первых шахах Ирана, сказания о богатырях-героях, на которых опирался иранский трон в эпоху династии Ахеменидов (VI-IV века до н.э.), реальные события и легенды, связанные с ...
Читать далее