В России и на сопредельных территориях отечественное востоковедение накопило к настоящему времени определенный опыт в изучении суфизма (араб, ат-тасаввуф), в основном на среднеазиатских и кавказских материалах [Аликберов, 2003; Демидов, 1978; Ислам на территории бывшей Российской империи. .., т. 1, 2006; Кныш, 2004; Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе..., 2003; Позднее, 1886; Снесарев, 1983 и др.]. Эта работа представляет собой первую попытку проанализировать историю мусульманского мистицизма в Нижнем Поволжье - российском регионе, в котором мусульмане являются самой многочисленной (после христианства) конфессией. Суфизм сыграл значительную роль в распространении ислама в Нижнем Поволжье и был одной из форм бытования мусульманской религии в этом регионе, веками переплетаясь с народными верованиями.
I
Среднеазиатские суфийские братства (турук, ед. ч. тарика, или тарикат - араб, "[мистический] путь [богопознания]") йасавийа и кубравийа приняли самое активное участие в распространении ислама в Золотой Орде, или Улусе Джучи, столичным регионом которого было Нижнее Поволжье [Васильев, 2003, с. 19 - 24; Малов, Малышев, Ракушин, 1998, с. 111 - 112; Сибгатуллина, 1995, с. 84 - 86]. Насколько влиятельны были суфии в государстве Джучидов с самого начала его существования, можно судить по многочисленным источникам. Так, ряд арабских и персидских авторов сообщают, что золотоордынский хан Берке (1258 - 1266) принял ислам под руководством известного кубравийского шейха Сайф ад-Дина ал-Бахарзи (ум. 1260/1261) - ученика основателя братства Наджм ад-Дина ал-Кубра (1145 - 1221) [Сборник материалов..., 1884, с. 235, 379, 507; Сборник материалов..., 1941, с. 205; Джандосова, 2006, с. 169; Акимушкин, 2006, с. 220]. Анонимное сочинение XV в. "Шаджарат ал-атрак" ("Родословное древо тюрков") утверждает, что хан Узбек (1312 - 1342), при котором Золотая Орда приняла ислам, также перешел в мусульманство под руководством йасавийского шейха Саййид-ата (ум. 1291/ ...
Читать далее