СПб. "Европейский дом". 2006. 570 с.
В последние годы интерес к описанию жизни простого или "маленького человека" вызван изучением истории повседневности. Эта тема представлена монографией доктора исторических наук, профессора Европейского института в Санкт-Петербурге С. В. Ярова. В ней подробно анализируется конформизм и его место в стратегии выживания в постреволюционной России. Анализ проведен на материале Петрограда. Однако полученные данные в значительной мере отражают ситуацию по стране в целом.
Как историческая наука понимает и трактует конформизм? На этот вопрос, в первую очередь, и стремится ответить на страницах своей новой
стр. 166
монографии Яров. Под конформизмом он понимает систему условий, ритуалов, сценариев, языковых предпочтений, способствовавших внедрению большевизма в толщу российского общества, обращению обывателей в новую для себя реальность. Говоря о целях исследовательской работы, Яров пишет: "Необходимо было выявить, как люди становились частицей нового режима, как "вживались" они в эпоху ломки общественных устоев, как приспосабливались к ее языку, стереотипам и правилам игры - и определить, было ли это приспособление вынужденным или желанным, искренним или фальшивым, осознанным или невольным".
В самом, деле, чтобы понять процесс массовой "большевизации" мышления после революции, важно рассмотреть те механизмы, через которые режим "вживлял" в сознание населения новое понимание окружающего мира. Среди таких механизмов, активно использовавшихся советскими властями, особое место занимали различные формы агитации и пропаганды. Наибольший интерес представляет проделанный автором скрупулезный разбор системы аргументации, используемой властями. Вряд ли агитация и политическая "накачка" населения имели поражающий воображение размах, если бы за этим не стояла четко выстроенная система аргументов, объясняющих, почему население должно доверять и принимать все то, что ему вещают власть предержащие. Эффект мог бы ...
Читать далее