М. Изд-во МГУ. 1983. 303 с.
Выход в свет новой книги проф. МГУ доктора исторических наук Л. М. Брагиной восполняет существенный пробел в понимании итальянского гуманизма, в оценках которого остается немало спорного. В буржуазной историографии усилилась тенденция связывать миропонимание гуманистов со средневековыми представлениями, искать в гуманизме консервативные и даже реакционные идеи либо выделять в качестве определяющих черты, не дающие возможности понять его подлинную сущность. Не во всем пришли к согласию и советские историки. Выступая против "медиевизации" гуманизма, связывая его возникновение с генезисом раннебуржуазных отношений, они тем не менее по-разному судят о характере этого движения, его хронологических рамках и периодизации. Многие проблемы итальянского Возрождения все еще ждут серьезного изучения. Одним из слабо разработанных как в советской, так и в зарубежной историографии оставался вопрос о социально-этических концепциях гуманистов. Между тем формирование мировоззрения, противоположного церковно-богословскому, началось, как известно, прежде всего, с выработки нового взгляда на человека, его роль в обществе, мораль и нормы поведения. Именно "моральная философия" находилась в центре внимания передовых мыслителей XIV-XV вв., тесно переплетаясь с другими гуманитарными науками - историей, политикой, педагогикой, риторикой, филологией.
Исследовательница выделяет социально-этические теории Италии второй половины XV в, как самостоятельный этап в истории гуманистической общественной мысли и впервые в историографии ставит задачу рассмотреть его специфику (с. 8). В отличие от буржуазных историков она подчеркивает социальное значение гуманизма, рассматривая его как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимое от всего хода исторического развития Италии. Гуманистическое мировоззрение было, безусловно, прогрессивным, поскольку в основе его лежало учение о человеке, его месте в природе и обществе. Автор подчеркивает антидогматический, рацион ...
Читать далее