История религии на Украине первой половине XX в. неоднократно привлекала внимание исследователей. Однако ее военный период в сравнении с другими освещен менее глубоко. Между тем вторая мировая война принесла тяжкие испытания народу Украины. Характерными чертами большинства публикаций советского времени по этой проблеме являются прямолинейность, тенденциозность, политизированность. Лишь в последнее время стали появляться работы, в которых объективность и беспристрастность сочетается с профессионализмом и компетентностью. Но если в российской историографии основное внимание уделяется деятельности Русской православной церкви (РПЦ) в исследуемый период, то украинские историки акцентируют внимание на проблемах развития Автономной, Автокефальной и Греко-католической церквей, их отношениях с РПЦ 1 .
Открывшиеся возможности использования ранее не доступных архивных документов, совершенствование методологического аппарата позволили выйти ныне на новый уровень изучения всех сторон жизни общества в один из наиболее трагичных моментов отечественной истории.
Состояние религиозной жизни в СССР в предвоенные годы напоминало гонения на неофитов в начальный период христианства. Большевистская доктрина не оставляла "опиуму для народа" места в жесткой схеме пролетарского государства. Воинствующий атеизм, обретший самые извращенные и жестокие формы, выжигал из генетической памяти народа вековые представления о добре и зле, справедливости, человеческом идеале, чести и совести. Антирелигиозный вал сметал и материальные атрибуты культа: храмы, монастыри, церковную утварь, книги, иконы, зачастую являвшиеся жемчужинами культуры, выдающимися произведениями искусства.
По данным специальной комиссии Ватикана, в 1917г. на территории царской России насчитывалось 46 457 православных церквей, 897 монастырей, 50 960 священнослужителей, 52 022 монахов 2 . К октябрю 1935 г. в стране осталось всего несколько десятков церковных иерархов, основная масса духовенства была устранена от богослужений, зна ...
Читать далее