В исследованиях о преподавательской деятельности, о профессуре второй половины XVIII в. практически не затронут вопрос о положении и быте этой разновидности служащих, их взаимоотношениях с начальством и друг с другом, корпоративной психологии. Имеются опыты изучения биографий профессоров Московского университета, рассматривался вопрос о месте университета в имперском правительственном аппарате XIX в., о специфике формирования системы университетского образования в XVIII в., о роли университета в культурной жизни1, однако не предпринималось попыток рассмотрения преподавания как работы в бюрократическом аппарате, преподавательской корпорации - в сравнении с другими категориями государственных служащих.
Самостоятельный интерес представляет процесс превращения университета как традиционного учреждения, принесенного с собой профессорами из Европы, в государственное учреждение. Этот процесс происходил во всех передовых странах того времени. Но если в Европе укоренилось представление об университете как в первую очередь о корпорации профессоров, то в России старое содержание получало новую форму, средневековый университет на своем пути к "огосударствлению" испытывал влияние особенностей имперской действительности с ее бюрократическими традициями.
Во второй половине XVIII в. корпорация приспосабливалась к новым условиям, но смысл этого объективного процесса профессура первого поколения еще не осознавала. Самосознание чиновничества у них к тому времени не сложилось, вызывала бурю эмоций сама попытка поставить преподавателей в положение государственных служащих. Но в глазах имперского аппарата власти они были лишь одним из многих слоев чиновничества. Неприятие профессорами такого отношения к ним не меняло положения вещей, и на протяжении второй половины XVIII в. университетским преподавателям пришлось примириться со своим местом в чиновном мире.
Самым важным источником для характеристики преподавательской службы являлись бы послужные списки, однако в по ...
Читать далее