17 апреля 2013 г. Институтом востоковедения РАН совместно с Государственным музеем искусства народов Востока была проведена международная конференция, посвященная памяти Бориса Анатольевича Литвинского, которому в этот день исполнилось бы 90 лет.
Пленарное заседание открыл директор ГМИНВ А.В. Седов1. Напомнив участникам про относительность даты2, докладчик подчеркнул, что абсолютно точно можно считать всех присутствующих "детьми гнезда Литвинского", а непродолжительная, но насыщенная конференция3 - лучший способ отмстить юбилей Бориса Анатольевича. Но радость нашей встречи с оттенком грусти, так как Борис Анатольевич уже не с нами.
Выступавший с докладом "Б.А. Литвинский - ученый-буддолог" В.П. Андросов (ИВ РАН) сказал: "У меня иное отношение к тому, кто ушел, а кто с нами...". Для ученого и мыслителя жизнь, по мнению В.П. Андросова, не завершается со смертью физического тела. Она продолжается, пока читаются, оспариваются, комментируются, используются его труды. Ученый начинает жить в мире науки со времени публикации первых весомых трудов. Борис Анатольевич, отмечалось в докладе, ворвался в буддологию мощно и сразу в мировую, публикацией его книги "Outline History of Buddhism in Central Asia" (Ed. G.M. Bongard-Levin. - International Conference on the History, Archeology and Culture of Central Asia in the Kushan Period. Dushanbe, 1968. M., 1968). Этому предшествовали 20 лет поисков, раздумий, изучений, раскопок. В.П. Андросов подготовил список из 20 трудов Б.А. Литвинского о буддизме, разделив их на два больших класса. Первый тс, в которых упор делается на археологию буддийских памятников, особенности их планировки, образцов искусства и т.д. Второй - труды более обобщающего характера, как о буддизме, так и о его культурном окружении, о взаимовлиянии и т.д. Среди первого класса весьма показательна работа 1983 г. "Буддийский храм Калаи-Кафирниган (Южный Таджикистан) и проблемы истории и культуры Центральной Азии". Среди работ второго класса была отмечена статья 1972 г. ...
Читать далее