Введение
До недавнего времени погребальные памятники монгольской эпохи в лесостепных и предтаежных районах Обь-Иртышского междуречья, прежде всего в современной Барабинской лесостепи, были практически неизвестны. Археологическая культура барабинских татар изучалась преимущественно по поселенческим материалам, полученным с городищ, принадлежность которых к данному этносу подтверждалась летописной традицией. В. И. Соболеву удалось выделить специфические остродонные сосуды II тыс. н.э. с характерными "семечковидными" отпечатками торцовой части уплощенной палочки на всей поверхности [1980, 1989]. В последующем этот комплекс стал основой для идентификации погребальных памятников татарского населения. Сложность решения данной задачи заключалась в том, что керамика из жилищ и погребений могла существенно различаться. Поэтому на начальном этапе поиска при этнокультурной диагностике принималась во внимание главным образом географическая позиция объектов. И все немногочисленные погребальные комплексы на территории современной Барабинской лесостепи, датированные начиная со второй четверти II тыс. н.э. и до XVIII в., на которых встречалась похожая керамика, рассматривались как памятники барабинских татар. Сосуды с проявлением иной орнаментальной традиции считались новой разновидностью татарской посуды. Однако то обстоятельство, что сибирская лесостепь в ее современных границах с тайгой имеет в значительной мере антропогенное происхождение [Сочава, 1980, с. 13], не позволяло безоговорочно трактовать памятники на севере лесостепи как чисто татарские. Раскопки В. И. Молодиным комплекса памятников Сопка-2 и двух некрополей XV-XVII вв. на южной периферии таежной полосы позволили вести речь о принадлежности этих объектов двум этнокультурным группам средневекового населения - носителям археологической культуры, традиционно связанной с южным тюркоязычным миром, и предкам ныне существующих барабинских татар, а также представителям уже исчезнувших угорских (южно-хантыйских) коллективов, ...
Читать далее