Общественное призрение в России появилось со времен Екатерины II, с учреждением ею соответствующих приказов. Однако, в городах Западной Сибири сеть учреждений по призрению сирот, нищих и других нуждающихся стала развиваться со второй половины XIX века.
В монографии Г. Н. Ульяновой показано, что в России, как и в других странах Европы, отношение государства к обездоленным прошло три этапа1. На первом этапе господствовала личная благотворительность ко всем нуждающимся без исключения, проявлявшаяся в форме милостыни. На втором преобладали репрессивные меры борьбы против нищенства. И, наконец, на третьем этапе определяющим моментом стало осознание общественного долга.
Огромное значение для оказания помощи нуждающимся играла православная психология населения, восприятие бедных как "божьих людей", жалость к ним и доброе отношение.
Одним из самых социально незащищенных слоев населения всегда являлись дети. В указанный период рождаемость была весьма высокой, до 7 - 8 рождений на одну женщину. Коэффициент рождаемости в начале XX в. составлял 42,3%. Но высокой была и смертность детей. Даже в начале XX в. по городам региона доля младенцев и детей от 1 года до 5 лет среди умерших достигала 50 и более процентов. Среди появившихся на свет детей был высок процент незаконнорожденных. Именно эти дети зачастую оказывались в числе брошенных. Положение женщины, родившей незаконнорожденного ребенка, в то время было очень сложным: она не имела шансов выйти замуж, найти работу. Число незаконнорожденных детей было велико и имело тенденцию к увеличению. В 1902 г. в городах Тобольской губернии доля таковых рождений от общего числа составила 12,2%2. Однако было бы неправильно считать, что в социальной защите нуждались лишь незаконнорожденные. Много было и сирот, родившихся в законных браках, чему способствовала сложная социально-экономическая ситуация в регионе.
Первые приюты как отдельные социальные центры возникли при учреждении приказов общественного призрения ...
Читать далее