ОТКЛИКИ НА СТАТЬЮ А. Ф. КИСЕЛЕВА "ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ" 1
В.В. Рябов, доктор исторических наук, профессор, ректор Московского городского педагогического университета
Мы с профессором А.Ф. Киселевым не раз обсуждали состояние российского образования, возможные пути его возрождения. Свое видение проблемы, ее состояние и оценки, соответствующие предложения мы высказывали и в личных беседах, и в дискуссиях на различного рода совещаниях. В целом у нас сложились, на мой взгляд, близкие мнения о создавшейся тупиковой ситуации в образовании и путях выхода из нее с наименьшими издержками для учащихся, учителей, системы образования в целом.
Но, прочитав статью, я открыл для себя новые аспекты проблемы. А.Ф. Киселев подошел к этой проблеме в таких ракурсах, что развитые им идеи заставляют вернуться к прежним оценкам и критически взглянуть на некоторые устоявшиеся традиции и положение в области педагогической теории и практики.
Прежде чем изложить в связи с этим свои соображения, хочу сказать, что я полностью согласен с автором по большинству высказанных им мыслей. К ним относится, в частности, суждение по поводу проводимого эксперимента по обновлению содержания образования в средней школе, о сохранении преемственности в функционировании системы образования, учете реальных возможностей нынешних школ, учеников, учителей, о перегрузке учебных программ, необходимости преодоления одностороннего "знаниевого" подхода в обучении и введении в образовательный процесс компонентов, развивающих эмоциональный и творческий потенциал учеников. Справедливо предлагается обеспечить полноценный состав содержания образования и позитивную оценку мотивации. Связать обучение с жизнью, обеспечить деятельный подход, личностно ориентированное образование, разгрузить учащихся. Учебные программы для школ, пишет А.Ф. Киселев, сейчас напоминают копии университетских курсов. По его мнению, в содержании общего образования чрезвычайно велика доля предпрофессиональных знаний, "потребны ...
Читать далее