В КОНТЕКСТЕ АФГАНСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
Р. СИКОЕВ
Кандидат филологических наук
27 января 2004 г. председатель переходного правительства Афганистана Хамид Карзай своим указом за номером 103 объявил об официальном вступлении в силу нового Основного закона Исламской Республики Афганистан, принятого до этого на Лоя джирге - Всеафганском собрании народных представителей.
Это, без преувеличения, выдающееся событие в жизни народа и афганского государства, прошедших через 25 лет гражданской войны, анархии, беззакония и произвола. Главным достоинством новой конституции является, на наш взгляд, то, что она унаследовала многие демократические положения прежних конституций (в частности, 1964 г.); содержит положения, позволяющие сохранить страну, раздираемую этническим сепаратизмом, как унитарное государство и гарантирует всем гражданам Афганистана равные права и свободы.
У многих, однако, возникают вопросы: какова будет судьба новой, послевоенной афганской конституции, удастся ли будущему правительству наполнить реальным содержанием декларированные в ней права и свободы, или ее ждет участь предшествующих Основных законов, многие статьи которых так и остались на бумаге. В поисках ответов на эти вопросы было бы не бесполезно обратиться к истории афганского конституционализма.
Отцом афганского конституционализма следует считать эмира Абдуррахман- хана (правил в 1880 - 1901 гг.), который, по его собственным словам, заложил "краеугольный камень конституционного управления государством" 1 и даже создал прообраз будущего парламента из представителей аристократии (сардары), духовенства (муллы) и феодальной верхушки (ханы).
Заметим, что уже тогда эмир давал своим наследникам мудрые советы, которые не потеряли своей актуальности и сегодня, -при проведении реформ и введении конституционных органов, не торопиться, не спешить, делая все это "исподволь для того, чтобы население постепенно свыкалось с новыми учреждениями и не злоупотребляло полученными привилегиями и реформами" 2 . (Как пок ...
Читать далее