ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ТРАДИЦИОННОМ ИСКУССТВЕ ТУАРЕГОВ ТУНИСА
М. В. НИКОЛАЕВА
Кандидат филологических наук
Ключевые слова: Тунис, Гафса, туареги, ковроткачество
Глобальные процессы, происходящие в современном мире, делают его все более открытым и узнаваемым. Но много тайн остается пока глубоко внутри, казалось бы, хорошо известного нам сегодняшнего мира. Они зашифрованы в древних символах и сокровенных знаках, которые раскрываются лишь тем, кто ищет глубинного познания мира в его историческом движении.
Подобные символы прошлого, открывающие нам окружающий мир как способ высказывания, форму исторического повествования и особого видения современности, запечатлены в традиционном искусстве стран Северной Африки, арабского Магриба, в частности - в искусстве ковроткачества современных туарегов Туниса.
Берберские художники и ремесленники на протяжении веков воспринимали различные, порой противоречивые элементы искусства - от традиционных образов античного африканского мира, а затем исламского изобразительного канона до современных форм символической и абстрактной живописи. В их произведениях легко найти свидетельства влияния различных школ: от Карфагена, римской античности и Византии до арабо-мусульманской и современной французской цивилизации.
ИСТОКИ ДРЕВНЕЙШЕГО ИСКУССТВА ТУАРЕГОВ
Археологические открытия дают постоянные подтверждения того, что карфагенские ткани были широко известны во всем античном мире. При этом некоторые арабские исследователи (Мухаммед Иссахен и др.) признают, что искусство финикийского Карфагена и античного Рима, памятники архитектуры которых сохранились до нашего времени в Карфагене, Шершелле, Тимгаде и в других местах, не оказали столь же глубокого влияния на местные традиции, как арабо-мусульманское искусство, пустившее глубокие корни в странах Северной Африки и Испании1.
Берберские мастера - от Ореса, Большой и Малой Кабилии и до горных районов Рифа - создавали великолепные ковры, ткани, ювелирные и гончарные изделия.
Излюбленными мотивами пр ...
Читать далее