Эволюция немецкого идеализма привела в очах наших Столп сущего, Дух, к отрешению от порожденного им человека и небреженью им. Если у Канта Дух — тайная Суть, «вещь в себе», то у Гегеля он как Творец-Вседержитель в своем надмирном одиночестве еще и грубо помыкает людьми как тенями, лишенными собственного бытия.
Это циничное наплевательство Причины на своих детей — нелюбовь к чадам Матери их — повлекло к тому, что, лишенная Целого, часть-человек столь же нагло объявила им себя: свято место — пустым не бывает. Отсель — философия Фейербаха, нарекшая Бога иллюзией, а нас — реальностью, ей корневой; от нее — мораль столпа Гитлера Ницше, чей сверхчеловек крутит Миром как солнцем цыгáн. Между ними стоят Маркс и Энгельс с их зовом к фрагменту Вселенной пожрать ее всю. Зов к захвату рабочими Мира, а с тем к превращению партии (от pars — часть (лат.)) пролетариев в царя Всего, и означал призыв к следствию любой ценой присвоить трон Причины. Мня Миром себя — Мир, Исток наш, дырой возомнили марксисты. И он для умов ею стал.