Историко-политический очерк Республики Идель-Урала
Тюрко-татары, входившие в состав территории бывшей России, занимали третье место по количеству среди великорусов и украинцев до революции, а до туркестанского голода в 1919 г. и до голода на Волге в 1921 г. и голода в Крыму в 1923 г.1 оно2 выражалось в круглых цифрах 30 миллионов. По большевистским данным, от голода и его последствий погибло в Туркестане и Казакстане3 два миллиона, а на Волге, Урале и в Крыму немного больше двух миллионов человек. Так как последствия голода (разные болезни, как-то: тиф, холера, цинга и пр.) в тюркских областях продолжались до 1926 г., то убыль тюркского народа выразится цифрой в 5 млн. душ. Вся эта масса хотя и составляет одну национальность (турецкую4 ) и имеет одну письменность, один язык, одну историю, одну религию, но она еще не потеряла племенное различие, что помогло русскому правительству отделить их друг от друга как в управлении, так и политически, но эта же разделительная политика как реакцию вызвала объединительные тенденции у разных племен. Племена эти следующие: татары (казанские, крымские, сибирские), мещеры5 , башкиры, казак-киргизы, кара-киргизы6 , кара-калпаки, узбеки, туркмены, кумыки, ногайцы, азербайджанцы. Весь этот народ (кроме азербайджанцев) говорит на северном наречии турецкого языка и отличается друг от друга только образом жизни; одни ведут кочевой образ жизни, другие - полукочевой, третьи - оседлую жизнь. Царское правительство страшно боялось сознания их единства и всеми силами старалось их отделить друг от друга. Например, хотя татары, казак-киргизы исповедовали одну религию - Ислам, им запрещено было входить в одно религиозное управление. Получившим образование в Турции или в Туркестане запрещено было занимать духовные посты на Волге и Урале; получившим образование на Волге запрещено было быть учителями и муллами в Туркестане и в Киргизстане7 . Но народ созна[ва]л свое единство и стремился к культурному и политическому объединению.
Казанские татары, с ...
Читать далее