После поражения горцев в Кавказской войне (1817 - 1864) мусульмане края долгие годы испытывали к русским недоверие и неприязнь. От колониальных властей требовалось "установление честной администрации"1, способной проводить более взвешенную и адаптированную политику, чтобы завоевать доверие новых соотечественников и привлечь их в российское правовое пространство. Российская колониальная администрация должна была создать условия, чтобы "включить мусульман - пусть на правах "младшего брата" - в российское общество", адаптировать национальные и религиозные элиты к новым политико-правовым условиям, наладить с ними устойчивые отношения, особенно с духовенством 2.
В конфессиональной политике на мусульманском Кавказе царское правительство старалось учесть ряд факторов: религиозные различия между шиитами и суннитами, исторически сложившиеся на Кавказе; предрасположенность к религиозному фанатизму в горных округах Дагестанской области, ранее входивших в имамат Шамиля и служивших плацдармом войны, источником людских ресурсов для ее ведения; сложную этноконфессиональную ситуацию во второй половине XIX - начале XX в., создававшую препятствия в достижение государственной стабильности после прекращения противостояния непримиримых сторонников газавата (священной войны) против России3.
В среде царских чиновников и военного руководства сформировались две точки зрения на характер и методы проведения религиозной политики на Кавказе. Более трезвые и дальновидные российские политики выступали за покровительство российского правительства мусульманской вере, а те, кто опасался религиозного фанатизма горцев и считал мусульман потенциальными врагами России, выступал против4.
Сторонники второй точки зрения своими непродуманными действиями настраивали мусульман против России. Например, наместник Кавказа А. Ермолов запретил совершать паломничество - хадж в Мекку, и о нем осталось мнение как о противнике мусульман. Последующие наместники старались не повторять ошибок своих ...
Читать далее