В статье исследуется достаточно редкое для Горного Алтая каменное изваяние культуры древних тюрок. В подавляющем большинстве древнетюркских каменных фигур на территории Центральной Азии, в частности Саяно-Алтая, воплощен образ мужчины-воина. Однако в рассматриваемой скульптуре запечатлена женщина. Изучение данного изваяния позволяет существенно уточнить и дополнить имеющиеся представления о поминальной обрядности восточных тюрок.
Ключевые слова: каменное изваяние, культура, древние тюрки, Горный Алтай.
Введение
Антропоморфные каменные изваяния, расположенные в степях Евразийского пояса, издавна привлекают внимание исследователей древних и средневековых культур кочевых народов. Одним из наиболее изученных к настоящему времени районов распространения таких скульптур является Горный Алтай.
Впервые сведения о "каменных бабах", вероятно, имеющие отношение к Алтаю, были зафиксированы руководителем первой научной экспедиции в Сибирь Д. Г. Мессершмидтом во время его путешествия в Приобье. Со слов местного бугровщика исследователь записал, что на р. Порош - правом притоке Оби - должны быть "каменные бабы" [Messerschmidt, 1962, S. 75-76]. Бугровщикам, видимо, было известно о каменных изваяниях в горах Алтая [Борисенко, Худяков, 2005, с. 69]; в Верхнем Приобье подобные памятники не встречаются. Вероятно, какой-то информацией о "каменных бабах" на территории Рудного Алтая располагал управляющий казенными заводами на Урале и в Сибири Г. В. де Геннин. На одном из рисунков рукописи его книги об этих заводах 1735 г. изображен огромный заросший лесом курган, насыпанный поверх склепов с захоронениями умерших людей и лошадей, к которым пробивают лаз бугровщики. На поверхности насыпи этого кургана показаны два каменных изваяния антропоморфных существ с согнутыми в локтях руками. Данный рисунок был впервые опубликован в 1965 г. [Дмитриева, Левашова, 1965, рис. 1]. Путешествовавший в 1771 г. по Колывано-Воскресенскому горному округу выдающийся ученый и путешественник П. С. Паллас среди р ...
Читать далее