Одно из направлений современного отечественного востоковедения - кочевниковедение в настоящее время претерпевает значительное теоретическое осмысление, что связано во многом с методологическими поисками, необходимостью систематизации накопившегося материала и дискуссионными вопросами об их роли и месте во всемирно-историческом процессе. Определение наиболее эффективных теоретико-методологических подходов к проблеме номадизма - задача, решению которой посвящен целый ряд общетеоретических работ. Их авторы предлагают различные трактовки исторического процесса: стадиальные, цивилизационные, мир-системные. В связи с этим требует обстоятельной разработки и проблема интерпретации номадизма в контексте всемирной истории, а также проблема типологии обществ номадов.
Среди работ, отвечающих теоретико-методологическим принципам стадиального подхода (теории линейного и многолинейного общественного эволюционизма), можно выделить труды Г. Е. Маркова, С. А. Плетневой, А. И. Першица, Г. А. Фёдорова-Давыдова и др. В рамках их подхода была создана концепция номадного способа производства, которая, с одной стороны, показала ограниченность претензий на универсализм теорий, выработанных лишь на оседло-земледельческом материале, а с другой - доказывала эволюционную линейность всего общественно-исторического развития. Особенностью данного подхода является неизбежный приход к вопросу о внутренних источниках саморазвития общества номадов, в частности к проблеме становления у них государственности (С. А. Васютин, С. Г. Кляшторный, Е. И. Кычанов, Н. Н. Крадин, Т. Д. Скрынникова, В. В. Трепавлов и др.).
Цивилизационный подход стал широко использоваться в работах отечественных кочевниковедов после отхода от долгое время господствовавшего в общественных науках исторического материализма. К таковым можно отнести труды Л. Н. Гумилева, А. И. Мартынова, Н. Э. Масанова, И. С. Урбанаевой.
Первые попытки применения в СССР цивилизационного подхода в исследованиях истории кочевничества евразийских степей ...
Читать далее