АЗИАТСКИЙ финансово-экономический кризис 1997 - 1998 годов не носил, как и нынешний глобальный, сугубо циклического характера. Как правило, события подобного рода! оборачиваются поисками механизмов, хоть в чем-то упреждающих или смягчающих кризисы. Поскольку на рубеже веков волны потрясений поднимаются прежде всего в валютно-финансовой сфере, естественны и попытки по-новому отрегулировать ее как на глобальном уровне, так и на уровнях регионов. Яркий пример регионального сотрудничества в области финансов в Восточной Азии - Чиангмайская инициатива (ЧМИ).
Ее выдвижению предшествовал план Миядзавы (1997 г.), тогдашнего министра финансов Японии. В разгар кризиса, поразившего страны Восточной Азии, этот видный деятель предложил создать региональный аналог Международного валютного фонда - Азиатский валютный фонд (АВФ). Разбираясь в подоплеке предложения Миядзавы, следует помнить, что именно банки Японии осуществляли в предкризисный период массированную экспансию в регион и многие выданные ими кредиты "зависли" из-за неплатежеспособности заемщиков.
Вячеслав Борисович Амиров - старший научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН.
amirovvb@gmail.ru
стр. 49
Идея натолкнулась на отрицательную реакцию Вашингтона, усмотревшего в ней посягательство на прерогативы МВФ. Не поддержал ее и Китай. В ноябре 1997 года для регионального мониторинга экономической и валютно-финансовой ситуации было оформлено - под эгидой МВФ, при участии Всемирного банка и Азиатского банка развития - нечто, известное как Рамочное соглашение Манильской группы (Manila Framework Group)1.
Не прошло и года, как в октябре 1998 года Япония сделала новый ход. Все тот же Миядзава объявил о готовности выделить восточно-азиатским соседям 30 млрд. долларов. Половина этой суммы предназначалась для среднесрочных и долгосрочных экономических программ, другая - для краткосрочных антикризисных мер2. Дело, однако, ограничилось тем, что к концу февраля 2000 года Южной Корее, Таиланду, Индонезии, Ма ...
Читать далее