В крупных мегаполисах довольно распространенным явлением является монополизация представителями одного этноса какой-либо городской специализации. В Москве, к примеру, караимы известны как мастера табачного дела: до революции владельцами основных московских табачных фабрик ("Дукат" и будущая "Ява") были караимы и вплоть до начала 1960-х гг. представители этого народа являлись директорами ряда столичных табачных магазинчиков. Татары в Москве в послевоенные десятилетия были известны как дворники. До настоящего времени они же на некоторых московских вокзалах работают носильщиками. Начавшие активно селиться с 1920-х гг. в городе представители мордвы первоначально были угольщиками и извозчиками. В этой статье рассматривается одна из таких московских монополий, сохраняющаяся до настоящего времени, а именно чистка обуви, которой длительное время занимались в Москве представители ассирийской диаспоры. Автор использовал полевые материалы собранные во время исследования московской ассирийской диаспоры в 1992 - 2000 гг.
Не одному поколению москвичей знакомы небольшие палатки "Чистка обуви", разбросанные по всему городу, в особенности по улицам и площадям в его центральной части. С начала 1920-х гг. эта специализация была монополизирована обосновавшимися в этот период в городе ассирийцами-беженцами 1914 - 1918 гг. из Турции, и следы ее продолжают сохраняться по настоящее время. На протяжении многих десятилетий ассирийцы-чистильщики были неотъемлемой частью колорита старой советской Москвы. Часть москвичей, в первую очередь жители районов, где проживали ассирийцы (Замоскворечье, Тишинка, Самотёка, центр города и т.п.), были хорошо знакомы с представителями этого этноса. Обитатели же районов города, где не было ассирийских колоний, часто индентифицировали ассирийцев как армян. К примеру, жители Девятинского переулка (между Пресней и Садовым кольцом) прежде, когда собирались почистить обувь перед свиданием или иным ответственным мероприятием, говорили с оттенком некоторого презрени ...
Читать далее