Рескрипт Екатерины II от 8 апреля 1783 г. уведомлял другие страны, что полуострова Крымский, Тамань и "вся Кубанская сторона приняты под державу Всероссийскую"1 . Вскоре в Ахтиарской бухте Крымского п-ва началось строительство главной военно-морской базы России на Черном море - Севастополя2 . Выбор места был сделан после гидрографических исследований: промеров глубин, изучения рельефа и грунта дна, возможностей использования прибрежной зоны для строительства казарм и ремонтных мастерских. Первое обследование бухты провела еще в 1773 г. описная партия штурмана прапорщичьего ранга И. В. Батурина на корабле Азовской флотилии "Модон", которым командовал будущий адмирал, а тогда лейтенант, Ф. Ф. Ушаков. Батурин, произведя промеры глубин, нанес их на карту. То была первая русская карта Севастопольского рейда. Осенью 1782 г. новые промеры были сделаны капитаном 1-го ранга И. М. Одинцовым, командиром фрегатов "Храбрый" и "Осторожный", оставшихся в бухте на зимовку. Команды этих кораблей построили в деревушке Ахтиар матросские казармы, помещения для офицеров и вырыли колодцы, а Одинцов распорядился составить "карту Ахтиарской гавани, с заливами, с промером глубины и положением берегов"3 . На нее была нанесена также окружающая местность - долина р. Бельбек, одноименное селение в пяти верстах от устья, территория древнего Херсонеса. 7 марта 1783 г. Одинцов направил карту начальнику Херсонского порта И. А. Ганнибалу4 . В донесении Одинцов писал, что в бухте хватит места более чем для 50 судов, которые могут стоять на якорях, так как дно илистое и волнений почти не бывает. Берега бухты крутые, отмечал он, глубина вблизи них большая. Указывал Одинцов и на достаточное количество пресной воды: в бухту впадает речка Аккерманка (Черная речка), а в лощинах и балках разбросано множество ключей и колодцев.
2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту пришли 11 кораблей Азовской флотилии, несколько позже - 17 судов Днепровской военной флотилии. С того момента морские силы на юге России стали называ ...
Читать далее