Начальный этап процесса закрепощения в России характеризовался тем, что на протяжении конца XVI - первой половины XVII в. в дошедших до нашего времени царских указах предполагался запрет на переходы крестьян, которые на практике продолжали осуществляться. Очевидно, что переходы крестьян в это время были введены в определенные границы, и одна из задач работы состоит в выяснении существа этих границ. Плохая сохранность источников порождала возникновение концепций, основные положения которых содержали диаметрально противоположные толкования ключевых вопросов.
Начиная с первых толкователей документов о заповедных летах, историки были единодушны в определении сущности этого феномена. М. А. Дьяконов, обнаруживший, в дополнение к опубликованным Д. Я. Самоквасовым, еще две грамоты с упоминанием "заповедных лет", писал, что в заповедный год "выход или вывоз крестьян... считается неправомерным, т.е. запрещен". Не ограничившись этим суждением, Дьяконов считал, что "правило о заповедных годах не было общим законом, так как для применения его требуется общее распоряжение", а общим законом оставалось правило Судебника о Юрьеве дне. "Правило о заповедных летах, - писал Дьяконов, - отменяет действие этого общего закона для отдельных лиц по особым пожалованиям и для отдельных местностей специальным распоряжением"1.
С. Ф. Платонов и С. Б. Веселовский определяли сущность заповедных лет, не особенно вдаваясь в детали. Платонов писал, что не дошедшее до нас "Уложение" запрещало ("заповедовало") на определенное время выход и вывоз крестьян2. Так же определял суть режима заповедных лет Веселовский: ""Заповедь" - значит "запрещение"; "заповедный" - "запрещенный". В применении к крестьянам заповедный год есть такой год, когда отказы крестьян были запрещены государевым указом"3.
Развернутую систему аргументации в отношении феномена заповедных лет попытался предложить Б. Д. Греков. Он писал, что "новый закон" "временно, но для всего государства отменял Юрьев день". Согласивши ...
Читать далее