8 сентября 1941 г. немецко-фашистские войска захватили Шлиссельбург (Петрокрепость), перерезав последнюю сухопутную коммуникацию, связывавшую Ленинград с Большой землей. Началась 900-дневная фашистская блокада города - одна из самых героических страниц истории Великой Отечественной войны. На долю ленинградцев выпали огромные трудности и лишения. Сотни тысяч жителей города и его защитников погибли от голода, авиабомб и снарядов. Но ничто не могло сломить дух ленинградцев. Город Ленина остался несокрушимой крепостью, явив собой пример небывалой стойкости и массового героизма советских людей. В борьбе с врагом Ленинград опирался на поддержку всей страны, постоянно чувствовал внимание и заботу ЦК партии, Советского правительства, Государственного Комитета Обороны. Помощь, которая шла в осажденный город с Большой земли, была одной из важных причин того, что Ленинград не только выстоял, но и победил.
Для города-героя с первых дней после установления блокады решающее значение приобрели коммуникации, по которым можно было снабжать его всем необходимым и осуществлять эвакуацию раненых и больных. Борьба за коммуникации стала неотъемлемой частью обороны города и продолжалась практически в течение всей блокады. Вначале транспортная связь осуществлялась в основном с помощью перевозок по Ладожскому озеру в навигации 1941 и 1942 гг. и автомобильных перевозок в зимы 1941/42 г. и 1942/43 г. по льду озера. По Ладожской Дороге жизни было доставлено в Ленинград более 1,4 млн. т грузов и эвакуировано свыше 1 млн. ленинградцев 1 . Более года через нее осуществлялось снабжение города, Ленинградского фронта и Балтийского флота. Ее создание стало великим подвигом.
Однако с первых дней существования Ладожской трассы выявилось, что она в целом не решает задачи обеспечения Ленинграда всем необходимым. Поэтому организация дополнительных коммуникационных линий оставалась жизненной потребностью. Еще в конце 1941 г. председатель ГКО подчеркивал, что открытие ледовой дороги через Ладожское озеро, ...
Читать далее