В истории освоения степей Волго-Донского междуречья крестьянами особое место занимают мероприятия российского правительства по заселению важнейших сухопутных артерий юго-востока России - Царицынского и Кизлярского трактов. Заселение этих стратегически важных для России, прежде всего в геополитическом плане, дорог являлось одним из важнейших компонентов политики российских властей в юго-восточном регионе на протяжении второй половины XVIII - первой половины XIX века.
Первые упоминания по этой проблеме встречаются в работах известных исследователей Северного Кавказа и Поволжья И. В. Бентковского1, И. А. Бирюкова2, Г. Н. Прозрителева3.
История заселения Кизлярского и Царицынского трактов теснейшим образом связана с созданием Кавказской укрепленной линии, основание которой было положено строительством в 1735 г. Кизлярской, а в 1763 г. Моздокской крепостей. Жизнеспособность новой линии, а значит и успех российской колонизации в то время во многом зависели от состояния Кизлярского тракта, по которому на Кавказ доставлялось все необходимое. Кизлярский тракт являлся составной частью Астраханского, который начинался в Москве, проходил через Тамбов, Царицын, Астрахань, Кизляр и заканчивался в Моздокской крепости. Протяженность Астраханского тракта составляла 1972 версты, из которых 560 приходилось на Кизлярскую дорогу, пролегавшую в большей своей части по местности безводной, засушливой и безлюдной, что сильно ограничивало пропускную способность дороги и ставило под угрозу снабжение российских войск на Кавказе. Необходимо отметить еще и то, что отсутствие укрепленных пунктов и вообще каких-либо поселений вдоль пути во многом облегчало горцам и татарам возможность совершать нападения на проезжающих и на мирных жителей Астраханской губернии.
16 сентября 1763 г. только вступивший в должность астраханского губернатора Н. А. Бекетов поручил сотнику Астраханского казачьего полка И. Голубеву с 6-ю казаками проехать по дороге от Астрахани до Кизляра и составить ...
Читать далее