ГОБИНД СИНГХ - АУРАНГЗЕБУ: ПЕРСИДСКИЕ ПОСЛАНИЯ СИКХСКОГО ГУРУ1
В экономической, политической, социальной жизни современной Индии весьма заметную роль играет религиозная община сикхов. Росла и ковалась она в жестком противостоянии со многими империями: Моголъской, Дурранийской, Британской. Первым масштабным этапом борьбы сикхов за выживание был их вооруженный конфликт с Моголъским султанатом на рубеже XVH-XVIII вв. В ходе этого конфликта десятый сикхский гуру Гобинд Сингх в 1705 г. отправил шаху Аурангзебу два послания в поэтической форме. В настоящей статье рассматриваются причины и цели написания этих сочинений, а также приведен составленный автором статьи их стихотворный перевод с фарси.
Ключевые слова: сикхи, религиозная община, власть, полития, Панджаб, Могольская империя.
В начале XVI в. в Панджабе возникла община сикхов ("учеников") вероучителя Нанака (1469-1539). Появившись в качестве коллектива адептов формирующейся новой религии как сплава индуизма с исламом, сначала это была чисто религиозная община. Большинство ее членов составляли представители касты писцов и счетоводов кхатри и торговой касты арора. Сикхи почитали Нанака и его преемников-гуpу как духовных наставников, но к концу столетия набрал обороты процесс превращения конфессиональной общины во властную организацию, в политию. С одной стороны, в сикхизм начали массово обращаться джаты представители основной крестьянской касты Панджаба, а также члены низких каст. Через принятие сикхизма они намеревались повысить свой социальный статус (джатам импонировала и трудовая этика учения Нанака). С другой стороны, череда сикхских гуру стала превращаться в династию и по мере сплочения общины претендовать и на духовное влияние на ее членов, и на мирскую власть над ними (четвертый гуру Рам Дас был уже не только самым преданным учеником, но и зятем своего предшественника Амар Даса, а далее качество гуру - гурта - наследовалось от отца к сыну). Джаты и низкокастовые сикхи поддержали проснувшиеся притязания своих г ...
Читать далее