Среди фундаментальных направлений государственной политики социальная политика занимает первое место, поскольку государство теряет смысл, если не обеспечивает для всех категорий граждан право на достойную жизнь. Главнейшей обязанностью государства является социальная защита тех групп, которые в силу разных обстоятельств не могут защитить себя сами.
Одной из таких групп являются инвалиды. Социальная политика в отношении инвалидов (как и любых других нуждающихся в ней лиц) должна быть бескорыстной и не использовать несчастье людей для достижения каких-либо политических целей.
Между тем в истории XX в. есть прецедент циничного превращения инвалидов войны в средство государственной политики. Этот прецедент был создан национал-социалистическим правительством Германии, формировавшим свою политику, даже "социальную" и "мирную", вокруг милитаристской фигуры "фронтового бойца". Сам проект Третьего Рейха, как это давно доказано в многочисленных исторических исследованиях национал-социализма, явился прямым следствием исповедуемой Гитлером "религии фронта" первой мировой войны. Культом этой религии стал культ павшего на поле битвы бойца, используемый для внушения германскому народу, что он - преемник солдата первой мировой войны1.
Однако милитаристское воспитание нации государством включало элемент, упускаемый до настоящего времени исследователями и заключающийся в том, что национал-социалистическая пропаганда возносила в качестве военных героев не только павших солдат, но и инвалидов первой мировой войны. Военные инвалиды были объявлены "почетными гражданами нации" с соответствующими финансовыми, организационными и пропагандистскими затратами государства, в то время как гражданские инвалиды тем же государством полностью игнорировались. Национал-социалистический режим поднял на щит военных инвалидов, во-первых, по соображениям "религии фронта" и, во-вторых, чтобы пополнить ими свою социальную базу. "Завербовать" инвалидов первой мировой войны Гитлеру не с ...
Читать далее