Одна из самых крупных проблем, стоящих перед исследователями истории европейских обществ, состоит в потребности и, более того, необходимости объяснить: в чем и почему исторические судьбы западноевропейских стран отличались от судеб стран востока и юго-востока Европы? Этот вопрос присутствует почти в каждой обобщающей и во многих специальных работах. Христианство, или иудео-христианская традиция представляет собой одну из основ складывания и эволюции европейской культуры как феномена единственного в своем роде 1 . Соответственно, в православии видят один из решающих факторов своеобразного (по сравнению с Западом) развития стран, произошедших из "византийского содружества". Особенно остро и актуально этот вопрос звучит в исследованиях по истории России.
Утверждения об органической связи особенностей православия со своеобразием исторического пути России (равным образом - и о связи "латинской" традиции с исторической спецификой Запада) относятся к общим местам историографии, философии и социологии европейской истории. Редко можно встретить работу крупного масштаба, которая не касалась бы так или иначе этого вопроса и не признавала бы воздействия особенностей религиозных традиций на общества. Но гораздо более редки, если вообще существуют, попытки конкретно-исторического анализа данной проблемы, то есть, не просто указано на существование подобной корреляции между спецификой религиозных традиций и особенностями форм культуры, но также объяснения и показ "химизма" (если воспользоваться выражением А. Мюллера-Армака) действия промежуточных механизмов, которые привели к преобразованию религиозных импульсов в социальные, политические, экономические, демографические и культурные институты, характерные для обществ, в которых господствовало православие или католицизм, а позднее протестантизм.
Возможно ли сегодня решить такую задачу с учетом результатов работы историков в различных областях исследования? Основная посылка международной исследовательской программы состоит в том, ...
Читать далее