Еще два десятилетия тому назад бухарские евреи в Средней Азии представляли собой многочисленную этноконфессиональную группу с многовековой историей. Казалось, их присутствие в городах Узбекистана и Таджикистана, где они традиционно проживали, прочно и органично вписано в местное социальное, экономическое и культурное пространство. Однако в результате массовой эмиграции, начавшейся во второй половине 1980-х гг., местами проживания бухарских евреев стали другие страны и континенты [Емельяненко, 2009, с. 15]. Смена прежних и освоение новых территориальных и культурных границ более рельефно обозначили ценностные ориентиры, которые традиционно определяли общность бухарских евреев.
Ключевые слова: бухарские евреи, этнокультурная адаптация, самосознание, этнические стереотипы, Средняя Азия.
В настоящее время лишь немногие семьи бухарских евреев, оставшиеся главным образом в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Коканде, напоминают о существовании в регионе некогда многолюдных еврейских общин1. Но для тех, кто покинул Среднюю Азию, особое значение приобрело осознание места своей этнической группы в среднеазиатском историко-культурном пространстве. Об этом свидетельствует, в частности, множество научно-популярных публикаций, книг по истории и культуре, мемуарной литературы, которые издаются в основных странах нынешнего проживания бухарских евреев - США и Израиле - и по их инициативе2. Значительное место в такого рода литературе занимают истории семейных династий и биографии людей, проявивших себя в различных областях науки, искусства, общественной деятельности3. Во всех публикациях хорошо прослеживается стремление бухарских евреев не только связать свою
1 Согласно данным 1927 г., бухарские евреи проживали в 36 населенных пунктах Узбекистана и Таджикистана, где их общины составляли от 10000 (Самарканд) до полутора-двух десятков человек (Коган, Ургут) [АПИИ, ф. 5, оп. 5, д. 14, л. 6 - 8].
2 Большая часть публикаций приходится на 1980-е гг. - начало XXI в. За редким исключением о ...
Читать далее