Введение
Нидерландская антропология представляет собой широкую по охвату область исследований культуры и общества как в мире за пределами Европы, так и в самой Европе, с сотнями участников, работавших на протяжении последних двух столетий и продолжающих работать сегодня1 . Она - результат сложного взаимодействия между научным интересом к далеким народам, несколькими веками колониализма и международной торговли и политическими решениями по планированию высшего образования и исследовательской деятельности в Нидерландах и их бывших колониях2 . Этот исторический фон в значительной степени сформировал современный подход к организации и финансированию исследований.
Если отталкиваться от эпохи нидерландского колониализма, охватывающей свыше 350 лет торговли и колонизации в Ост- и Вест-Индии (Van Goor 1994; De Jong 1998), 400 лет торговых взаимоотношений с Китаем и Японией (Blusse 1989; Blusse et al. 2000) и 300 лет взаимоотношений с Южной Африкой (Ross 1999), то антропология вступила на академическую сцену довольно поздно. Процесс ее институционализации происходил в XIX в. одновременно с подобным процессом в других европейских странах и США. Но этот этап был предварен другим периодом - периодом процесса концептуализации в XVIII в. (Vermeulen 1995, 1996). Начиная с 1740 г. этнография развивалась в России и в Германии. С 1770 г. этнография, физическая антропология и исследования фольклора (volkskunde) активно практиковались в европейской академической среде, где обсуждался не только мир за пределами Европы, но и сама Европа (Vermeulen 1999, 2002).
Таким образом, хотя нидерландская антропология очевидно наличествовала уже с 1770-х годов, процесс ее институционализации начался лишь с 1830-х годов. Это был медленный процесс, отчасти объясняемый тем фактом, что исследования развивались в двух основных формах, а именно в форме общей антропологии, обычно - компаративистского (сравнительного) подхода, и региональной антропологии - по преимуществу исследований Индонезии, но также ...
Читать далее