Фигура Мухаммаджана Хиндустани-Рустамова (Маулави, Хаджжи Хиндустани) - видного богослова советского периода - стала в известном смысле символической. Он прежде всего известен как учитель некоторых современных улемов (богословов, 'ула-ма ) региона (в основном Узбекистана и Таджикистана). По традиции в глазах учеников, почитателей и просто знавших его столь авторитетный религиозный лидер должен был обладать особой харизмой, которую, с некоторыми оговорками, можно назвать карама/карамат/каромат ("чудотворство") [см.: Gardet, 1978, р. 615 - 616, Кныш, 1991, с. 131 - 132].
Теперь, после смерти М. Хиндустани, многие его ученики и почитатели в немалой степени способствовали и способствуют явной фабрикации карамата своего учителя и кумира, приписывая ему деяния, которые он не совершал, вкладывая в его уста мнения и слова, которые он не произносил1 . За этим заметно явное желание некоторых современных богословов региона использовать авторитет М. Хиндустани для обоснования и даже "освящения" собственных идей, вопреки духу призывов и деятельности их Учителя. Пожалуй, наиболее ярким примером такой неправомерной "эксплуатации" и, более того, искажения позиции покойного религиозного авторитета может служить ремарка таджикского богослова Мулло Файз-Мухаммада о том, что якобы М. Хиндустани "положительно относился к исламским политическим партиям и считал, что их деятельность следует поддерживать" [Олимов, Шохуморов, 2003, с. 46]. Очевидная фабрикация подобных "ссылок на авторитеты", скорее, отражает современную религиозно-политическую ситуацию в Таджикистане, где Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), на фоне упадка своего рейтинга, находится в поиске своих "исторических корней", недавно отметив, например, 30-летний (!) юбилей со дня основания партии.
В статье использованы материалы, собранные авторами в ходе работы над проектами: "Zerrspiegel" (http: // zerrspiegel.orientphil.uni-halle.de), проектом "Политический ислам в странах СНГ (Содружество Независимых Государст ...
Читать далее