А. Г. ФАРКОВ, кандидат экономических наук, Алтайский государственный технический университет, Бийск, Т. А. РООР, Сибирская государственная геодезическая академия, Новосибирск
На сегодняшний день остро стоит вопрос обеспечения агропромышленного комплекса России моторным топливом и горючесмазочными материалами. В статье рассматривается альтернатива привычным видам топлива и сельскохозяйственному транспорту.
В настоящее время все беды отечественного агропромышленного комплекса, как правило, объясняют существующим диспаритетом цен на горюче-смазочные материалы и сельскохозяйственную продукцию. И действительно, сегодня невозможно представить себе ведение аграрного хозяйства без использования средств механизации.
Сложилось мнение, что российский АПК характеризуется низкой интенсивностью производства. Однако это мнение возникло под влиянием сравнения основных показателей деятельности предприятий комплекса с зарубежными аналогами, находящимися в гораздо более благоприятных природно-климатических условиях.
Интенсивность работы агрокомплекса России можно проиллюстрировать следующим примером: в 1913 г. 85% населения страны было сельским, и оно обеспечивало продовольствием всего 15% городского населения. Определенная доля сельхозпродукции шла на экспорт (не более 18 - 20% валового производства сельхозпродукции). По состоянию на 2005 г. ситуация диаметрально противоположная: около
стр. 139
15% занятого в АПК населения РФ обеспечивают основными видами продовольствия почти 85% населения.
При таком уровне потребления сельхозпродукции любое снижение интенсивности ее производства является прямой угрозой продовольственной безопасности России. Однако все меры, направляемые на интенсификацию сельскохозяйственного производства, неизбежно сопряжены с дополнительными затратами горюче-смазочных материалов, что может лишь осложнить экономическое положение предприятий отечественного агропромышленного комплекса и увеличить уровень экологической загрязненности территорий. Преодолеть да ...
Читать далее