Саратов. Изд-во Саратовского университета. 2003. 610 с.
Книга саратовского историка А. В. Гладышева свидетельствует, что новое поколение отечественных ученых ощущает серьезную потребность возвращения к некоторым классическим сюжетам советской историографии на новом уровне исторического знания.
Для реализации своего комплексного и многопланового замысла, объединившего интеллектуальную биографию Сен-Симона с событиями эпохи, Гладышев использовал капитальную источниковую базу. Особое место принадлежит изданиям Сен-Симона как в оригинале, так и в русских переводах. Автор обнаружил тонкое понимание специфики сопоставляемых им публикаций, что позволило выявить их дефекты и приблизиться к максимально точному воспроизведению оригинальных текстов. Привлечены неизданные, в том числе архивные, материалы из французских фондов и архивохранилищ России. Используется широкий круг литературы о Сен-Симоне.
В советском обществоведении история социалистических идей и учений, начиная с Д. Б. Рязанова, оставалась привилегированной отраслью исторического знания. Усилиями В. П. Волгина и его преемников (Б. Ф. Поршнева, Н. Е. Застенкера, ГС. Кучеренко и их коллег) она конституировалась в особую научную дисциплину. Вместе с тем сам предмет истории социалистических идей конструировался на вычленении специфической линии социального мышления для обоснования в конечном счете постулата о "столбовой дороге" к торжеству социализма в СССР. Стремление к историзму сталкивалось с
стр. 160
более или менее явственными телеологическими установками.
Принадлежность к "социализму" подразумевала осуждение конфетным автором частной собственности и признание им превосходства ее обобществления (впрочем, уже в советское время была осознана спорность применения этого критерия, относившего к "несоциализму" разнообразные эгалитаристские течения, сыгравшие очевидную роль в развитии социальной мысли и разработке революционных проектов общественного переустройства во многих странах мира). Была в известной мере ...
Читать далее