Science and Religion: New Historical Perspectives/Ed. by Thomas Dixon, Geoffrey Cantor and Stephen Pumfrey. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - 332 p.
Историю научного дискурса "Наука и религия" принято отсчитывать с момента появления ставшего впоследствии знаменитым труда Йена Барбура "Вопросы науки и религии" (Issues in Science and Religion, 1966). Этот труд и порожденная им историографическая традиция стремились развенчать негативный образ религии как главного тормоза научного развития и проводили последовательную критику "ложных стереотипов" о характере взаимоотношений религии и науки. Авторы большей части работ, написанных под влиянием идей Й. Барбура, критиковали представление об обязательном конфликте между наукой и религией, развенчивали "канонические" критические сочинения Эндрю Уайта (1832 - 1918) и Джона Дрейпера (1811 - 1882) и с сим-
стр. 246
патией отзывались о тех точках зрения, которые предполагали возможность мирного сосуществования научного и религиозного мировоззрений.
Наиболее значимая историческая апология предложенного Й. Барбуром подхода была представлена в книге Джона Хедли Брука "Наука и религия: историческая перспектива" (Science and Religion: Some Historical Perspectives, 1991)1, которая и по сей день, наравне с трудом Й. Барбура, часто используется историками в качестве учебного пособия. Посвященный английскому ученому сборник статей призван, с одной стороны, показать степень влияния его идей на содержание и характер современных исследований, а с другой - продемонстрировать новые исторические перспективы их развития, прежде всего, в том направлении, которое задал им методологический принцип Дж. Брука о "сложном" характере взаимоотношений науки и религии.
Авторы большей части статей сборника так или иначе затрагивают "принцип сложности", пытаясь либо осмыслить причины его появления, либо дополнительно его обосновать - как теоретически, так и с привлечением исторического, обычно неевропейского, материала. Редакторы сборника пост ...
Читать далее