С. ПРОЖОГИНА, Доктор филологических наук
Человек познает себя по мере преодоления препятствий.
А. де Сент-Экзюпери
Формирование "среднего класса" в среде иммигрантов во Франции - уже вполне реальный, хотя не столь интенсивный и во многом противоречивый процесс. "Арабские французы", или "бёры"1, т.е. уже второе поколение осевших во Франции эмигрантов из стран Магриба - реальность неоднозначная, порой весьма "озадачивающая" власти, а то и полыхающая пожарами и взрывами недовольства.
Нельзя сказать, что эти атрибуты уже ставшего полиэтническим и поликонфессиональным французского общества порождены лишь мусульманским его "слоем". И сами французы, "коренные" ("de souche", как они себя здесь называют), отличаются высокой степенью социальной "протестности". Однако именно иммигрантская среда наиболее отмечена и социальными, и экономическими трудностями и противоречиями.
К этим противоречиям присоединяется, как это ни кажется парадоксальным для Франции с ее исконным лозунгом "Свобода, Равенство и Братство", застарелая проблема расовой и конфессиональной нетерпимости, реально существующей во французской "обывательской" среде2. Здесь сказывается, конечно, колониальное прошлое великой державы, уверенно "приобщавшей" к европейской цивилизации "дикарей"-автохтонов, которые, неблагодарные, потребовали для себя на своей территории Независимость и получили ее. Однако эта "независимость" противоречила основным устоям самой Французской Республики, никогда (с начала своего рождения в 1789 г.) не признававшей никакой "самостоятельности" (ни политической, ни культурной, ни конфессиональной) ни для каких других "этносов", кроме как для одного-единого "французского", который и должны были представлять из себя и ощущать себя таковыми все граждане, живущие в границах территории и в рамках законов Франции.
И если "заморские" владения Республики вышли из-под ее контроля (так уж распорядилась История), то попавшие на ее собственную землю эмигранты просто были обязаны "интегрироват ...
Читать далее