"ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ НАШЕЙ ЭПОХИ" ИЛИ ПРОТИВОРЕЧИЯ НАШЕГО МЫШЛЕНИЯ?
(ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Л. Б. АЛАЕВА 1 ) Мне хотелось бы коснуться лишь тех вопросов, которые кажутся наиболее важными в свете дискуссии по послевоенной истории Востока, а именно - теоретических положений работы Л. Б. Алаева. Статья Л. Б. Алаева начинается с очень важного замечания: "Современность бросает яркий свет на события прошлого, высвечивает их значение" (с. 51). Не говоря уже о том, что эта фраза метафорична (это общий упрек всем гуманитариям), она заставляет задуматься над вопросом: насколько мы вправе рассматривать прошлое с позиции сегодняшнего дня? Принцип историзма, кажется, поставлен здесь Л. Б. Алаевым под сомнение. Насколько важно было для людей прошлого то, что выделяется нами в качестве такового? Естественно, что мы не можем мыслить иначе, чем мыслим, и при изучении других культур навязываем их представителям свои идеи, но тогда встает вопрос: зачем говорить об истории как науке и стремиться к "адекватному отражению прошлой действительности" (с. 61)? Для кого это отражение будет "адекватным" (кстати, смысл этого термина вовсе не самоочевиден)? Если для нас, то мы снова возвращаемся к субъективизму, завуалированному под объективизм. На той же с. 61 Л. Б. Алаев пишет, что основная направленность его работы - "переоценка прошлого". Может ли быть объективной оценка любого события, если о разнообразных "переоценках" пишут уже более чем столетие с легкой руки Фридриха Ницше? Я не предлагаю вернуться к контовскому позитивизму и не призываю историков заниматься только конкретным материалом, но надо помнить: любая "переоценка" есть субъективное, связанное с нашими современными ценностями и идеалами, осмысление опыта. Этот подход к историческому исследованию, вслед за Н. Е. Колосовым, можно назвать конструктивистским: мы не изучаем объекты, существующие непосредственно в реальности и взятые исследователями из нее, а конструируем, создаем их в ходе нашей деятельности 2 . Л. Б. Алаев кратко формулирует свое понимание марксистской теории, выделив шесть ее основных по ... Читать далее
____________________

Эта публикация была размещена на Либмонстре в другой стране и показалась интересной редакторам.

Полная версия: https://library.tj/m/articles/view/-ОСНОВНОЕ-ПРОТИВОРЕЧИЕ-НАШЕЙ-ЭПОХИ-ИЛИ-ПРОТИВОРЕЧИЯ-НАШЕГО-МЫШЛЕНИЯ
Қазақстан Желіде · 185 days ago 0 114
Professional Authors' Comments:
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Library guests comments




Actions
Rate
0 votes
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
26.06.2024 (185 days ago)
Link
Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/blogs/entry/-quot-ОСНОВНОЕ-ПРОТИВОРЕЧИЕ-НАШЕЙ-ЭПОХИ-quot-ИЛИ-ПРОТИВОРЕЧИЯ-НАШЕГО-МЫШЛЕНИЯ?lang=en


© biblio.kz
 
Library Partners

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
"ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ НАШЕЙ ЭПОХИ" ИЛИ ПРОТИВОРЕЧИЯ НАШЕГО МЫШЛЕНИЯ?
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android